Современную жизнь невозможно представить без музыки, но нотную грамоту знает не каждый. А в давние времена и само понятие «нота» было неизвестным. Сейчас мы уже знаем, что это название произошло от латинского слова «nota», что переводится как знак.
Однако чтобы такое понятие появилось в жизни, его должен был кто-нибудь открыть. Таким человеком стал итальянец Гвидо Аретинский, который совмещал служение старейшему католическому монашескому ордену с педагогикой и занятиями музыкальной теорией, что и причинило ему много неудобств в жизни. Точные даты рождения и смерти Гвидо д’Ареццо неизвестны. Его жизнь приходилась на 990-1050 годы. Не получив в своем новаторстве поддержки братьев-монахов, Гвидо был вынужден покинуть аббатство.
Во время руководства певческой школой, он применял изобретенную им систему, в соответствии с которой, ноты определялись учениками по суставам его левой руки. Данный метод получил большую популярность и использовался еще долгое время.
Постепенно Гвидо пришла мысль о необходимости перенесения нот на бумагу.
Конечно, выглядели они не совсем, как в нынешнее время. Начиная с того, что вместо кружков сначала использовались маленькие закрашенные квадраты, и заканчивая тем, что количество линий, на которых изображаются ноты, увеличилось с четырех – в его версии до пяти – в современном исполнении. Однако, все основополагающие понятия и правила, введенные бенедиктским монахом, актуальны и по сей день. Именно он определил расположение нот на линиях нотоносца в зависимости от высоты их звучания, а ткже количество нот, составляющих октаву.
Пронаименовал ноты Гвидо в соответствии с начальными слогами древнего церковного гимна святому Иоану — ut, re, mi, fa, sol, la, si. Довольно символично, что он использовал восхваление святого для создания основ музыки. Как мы видим, название практически всех нот сохранилось до наших дней, за исключением первой ноты, поскольку, имея окончание на согласный звук она не способствовала ее пропеванию. Однако, даже переименование произошло в соответствии с принципом, по которому дал название остальным нотам сам Гвидо. Считается, что нота do происходит о латинского слова Dominus – господь.
Таким образом, можно сказать, что нынешнее название расшифровывается следующим образом:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Надо отметить, что изобретение нотной грамоты позволило Гвидо облегчить себе труд преподавания музыки, так как пропала нужда обучать собственными силами каждого ученика отдельно. Читая ноты, они могли изучать их все одновременно. В связи с этим сроки обучения также уменьшились с 10 лет до 2-х.
Справедливости ради, отметим, что и на Руси, и в Европе на то время также предпринимались попытки упорядочения звуков и переноса их на бумагу. Однако, выяснилось, что именно нотный стан Гвидо д’Ареццо является наиболее простым для понимания способом систематизации музыки.
G
M
T